Публичная презентация педагогического опыта участника ПНПО 2009 Щегловой Людмилы Леонидовны.
Приоритетный национальный проект "Образование".
(1)«Активизация познавательной деятельности как средство повышения учебной мотивации младших школьников» |
(2)Тема педагогического опыта актуальна, так как способствует выполнению социального заказа общества и реализации задач, стоящих перед школой. В настоящее время основной акцент в обучении смещается с получения знаний и умений, на развитие личности, способной проявлять инициативность и самостоятельность и обладать творческим мышлением. |
(3)Этой задаче соответствует обновлённое содержание образования, которое обеспечивается Государственными образовательными стандартами второго поколения. |
(4)В теории и практике отмечаются противоречия между:
- традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью внедрения новой системы обучения;
- большим объёмом учебного материала и дефицитом учебного времени;
- вербально-информационной функцией учителя и деятельностным характером учения.
|
(5)Основной целью опыта является оптимальное общее развитие ученика, его познавательных способностей, учебной мотивации путём применения современных образовательных технологий в преподавание.
Задачи, способствующие достижению цели:
- рост учебной мотивации через использование приёмов, способных сохранить интерес к учебному материалу;
- создание условий для самовыражения учащихся, благоприятного фона занятий;
- создание здоровьесберегающей среды, которая способствует предотвращению утомляемости, снятия напряжённости, отрицательных эмоций;
- использование на уроках и во внеурочное время новых технологий и активнодеятельных форм и методов организации учебного процесса.
|
(6)На решение этих задач направлена моя педагогическая деятельность, сущность которой в том, чтобыучебный процесс был интенсивным и увлекательным, радостным и счастливым для ребёнка.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что:
- ученик не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности;
- в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес;
- современные образовательные технологии – мощный инструмент, способствующий развитию познавательного интереса.
|
(7) Теоретической базой моего опыта явились исследования в области теории личностно-ориентированного обучения в школе, идеи «Школы человечности», теория развития мышления, теория познавательной деятельности. |
(8) В своей педагогической деятельности я широко применяю современные образовательные технологии. |
(9) В.А.Сухомлинский писал: «…Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассматривать, переживать радость труда и гордиться созданным …- таков идеал воспитания».
Но ученик не может долго наблюдать - он должен иметь возможность общаться, проявить инициативу, учиться планировать свои действия и убеждать в их правильности одноклассников. Работа детей в группах, в парах, их сотрудничество активизируют учащихся и стимулируют их к росту. |
(10) В начальной школе мы должны «разбудить» мысль детей. Применяя элементы развивающего обучения, правила на уроках выводим вместе с детьми, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибиться, они знают, что на ошибках учатся. А иногда «ошибаюсь» я или сказочный герой, и дети с удовольствием начинают нас «учить». |
(11)Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. В этом мне помогают загадки и кроссворды, пословицы и поговорки, дидактические игры и сказки. |
(12)Используя элементы проблемного обучения, в урок ввожу ситуации, при решении которых возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат, работать по алгоритму. |
(13) В настоящее время, когда информатизация процесса обучения становится одной из основных тенденций современного образования, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках стало необходимостью. |
(14)Использование компьютера помогает преобразить традиционное преподавание учебных предметов, а главное поднять на неизмеримо высокий уровень интерес к предмету. |
(15)Весь процесс обучения подчинён цели здоровьесберегающих технологий. Мы знаем, что от состояния здоровья ребёнка во многом зависит успешность обучения в школе. |
(16) Результатом позитивной внеурочной деятельности стало умение учащихся применять новые знания при решении нестандартных заданий и в жизненных ситуациях. Они научились самостоятельно добывать знания, развилось чувство собственной компетентности и значимости. Каждый из ребят – личность, которая имеет своё собственное мнение, оценку и самооценку. |
(17) Внеклассная работа является продолжением урока и расширяет кругозор школьников. |
(18) Умение применять новые знания при решении нестандартных заданий и в жизненных ситуациях позволяет детям участвовать в различных конкурсах и олимпиадах. |
(19) вести активную деятельность во 2 половине дня. |
(20)Огромное значение придаю патриотическому воспитанию. Ученики готовят и проводят экскурсии по Музею Боевой Славы, |
(21)встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны. |
(22)Одним из ведущих принципов деятельности ученического коллектива является самоуправление. Класс – это коллектив, и на каждого ребёнка возложены определённые функции. Структура гибкая и вариативная, поэтому каждый ученик может попробовать свои силы в выполнении различных обязанностей. |
(23)Все вместе взятые приёмы активизации познавательной деятельности помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое. |
(24) Повышение результативности работы можно проследить по различным критериям и показателям (в динамике):
Повышается уровень учебной мотивации – от 40 % до 95 %
Повышается уровень умственного развития – от 70 % до 93 %
Увеличивается количество «отличников» - от 8 % до 16 %
Повышается качество знаний – от 70 % до 76 %
Растёт количество детей, участвующих в олимпиадах – от 29 % до 50 %
И в конкурсах творческих и проектных работ – от 75 % до 100 % |
(25) Видна и моя результативность как учителя:
- Участвую в конференциях, семинарах и круглых столах школьного, окружного и городского уровней;
- Выступаю на педсоветах и заседаниях МО;
- Провожу открытые уроки;
- Оказываю помощь учащимся педагогических классов в освоении будущей профессии;
- Участвую во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок»;
- Было интервью о проблемах детского чтения телеканалу «Столица».
|