Новости

Публичная презентация педагогического опыта участника ПНПО 2009 Щегловой Людмилы Леонидовны.

Приоритетный национальный проект "Образование".

(1)«Активизация познавательной деятельности как средство повышения учебной мотивации младших школьников»

(2)Тема педагогического опыта актуальна, так как способствует выполнению социального заказа общества и реализации задач, стоящих перед школой. В настоящее время основной акцент в обучении смещается с получения знаний и умений, на развитие личности, способной проявлять инициативность и самостоятельность и обладать творческим мышлением.

(3)Этой задаче соответствует обновлённое содержание образования, которое  обеспечивается Государственными образовательными стандартами второго поколения.

(4)В теории и практике отмечаются противоречия между:

  • традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью внедрения новой системы обучения;
  • большим объёмом учебного материала и дефицитом учебного времени;
  • вербально-информационной функцией учителя и деятельностным  характером учения.

(5)Основной целью опыта является оптимальное общее развитие ученика, его познавательных способностей, учебной мотивации путём применения современных образовательных технологий в преподавание.
Задачи, способствующие достижению цели:

    • рост учебной мотивации через использование приёмов, способных сохранить интерес к учебному материалу;
    • создание условий для самовыражения учащихся, благоприятного фона занятий;
    • создание здоровьесберегающей среды, которая способствует предотвращению утомляемости, снятия напряжённости, отрицательных эмоций;
    • использование на уроках и во внеурочное время новых технологий и активнодеятельных форм и методов организации учебного процесса.

(6)На решение этих задач направлена моя педагогическая деятельность, сущность которой в том, чтобыучебный процесс был интенсивным и увлекательным, радостным и счастливым для ребёнка.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что:

      • ученик не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности;
      • в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес;
      • современные образовательные технологии – мощный инструмент, способствующий развитию познавательного интереса.

(7) Теоретической базой моего опыта явились исследования в области теории личностно-ориентированного обучения в школе, идеи «Школы человечности»,  теория развития мышления, теория познавательной деятельности.

(8) В своей педагогической деятельности я широко применяю современные образовательные технологии.

(9) В.А.Сухомлинский писал: «…Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассматривать, переживать радость труда и гордиться созданным …- таков идеал воспитания».
Но ученик не может долго наблюдать - он должен иметь возможность общаться, проявить инициативу, учиться планировать свои действия и убеждать в их правильности одноклассников. Работа детей в группах, в парах, их сотрудничество активизируют учащихся и стимулируют их к росту.

(10) В начальной школе мы должны «разбудить» мысль детей. Применяя элементы развивающего обученияправила на уроках выводим вместе с детьми, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибиться, они знают, что на ошибках учатся. А иногда «ошибаюсь» я или сказочный герой, и дети с удовольствием начинают нас «учить».

(11)Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. В этом мне помогают загадки и кроссворды, пословицы и поговорки, дидактические игры и сказки.

(12)Используя элементы проблемного обучения, в урок ввожу ситуации, при решении которых возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат, работать по алгоритму.

(13) В настоящее время, когда информатизация процесса обучения становится одной из основных тенденций современного образования, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках стало необходимостью.

(14)Использование компьютера помогает преобразить традиционное преподавание учебных предметов, а главное поднять на неизмеримо высокий уровень интерес к предмету.

(15)Весь процесс обучения подчинён цели здоровьесберегающих технологий. Мы знаем, что от состояния здоровья ребёнка во многом зависит успешность обучения в школе.

(16) Результатом позитивной внеурочной деятельности стало умение учащихся применять новые знания при решении нестандартных заданий и в жизненных ситуациях. Они научились самостоятельно добывать знания, развилось чувство собственной компетентности и значимости. Каждый из ребят – личность, которая имеет своё собственное мнение, оценку и самооценку.

(17) Внеклассная работа является продолжением урока и расширяет кругозор школьников.

(18) Умение применять новые знания при решении нестандартных заданий и в жизненных ситуациях позволяет детям участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.

(19) вести активную деятельность во 2 половине дня.

(20)Огромное значение придаю патриотическому воспитанию. Ученики готовят и проводят экскурсии по Музею Боевой Славы,

(21)встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны.

(22)Одним из ведущих принципов деятельности ученического коллектива является самоуправление. Класс – это коллектив, и на каждого ребёнка возложены определённые функции. Структура гибкая и вариативная, поэтому каждый ученик может попробовать свои силы в выполнении различных обязанностей.

(23)Все вместе взятые приёмы активизации познавательной деятельности помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.

(24) Повышение результативности работы можно проследить по различным критериям и показателям (в динамике):
Повышается уровень учебной мотивации – от 40 % до 95 %
Повышается уровень умственного развития – от 70 % до 93 %
Увеличивается количество «отличников» - от 8 % до 16 %
Повышается качество знаний – от 70 % до 76 %
Растёт количество детей, участвующих в олимпиадах – от 29 % до 50 %
И в конкурсах творческих и проектных работ – от 75 % до 100 %

(25) Видна и моя результативность как учителя:

    • Участвую в  конференциях, семинарах и круглых столах школьного, окружного и городского уровней;
    • Выступаю на  педсоветах и заседаниях МО;
    • Провожу открытые уроки;
    • Оказываю помощь учащимся педагогических классов в освоении будущей профессии;
    • Участвую во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок»;
    • Было интервью о проблемах детского чтения телеканалу «Столица».

Сайт управляется системой uCoz